Змей Зилант
Очаровательный дракончик Зилант живет сейчас у стен Казанского кремля, а по легенде он жил на горе где впадает речка Казанка в Волгу. Сейчас он живет в озере Кабан и охраняет сокровища царицы Суюмбике.
С древних времен изображение дракона было на важных предметах: сначала на печати татарского хана, потом - на флагах и гербах. О и теперь является символом города Казань и изображен на гербе.
Зила́нт (также Зила́н; тат. Zilant; с татар. — «змея») — существо в татарской мифологии, имеющее выраженные птичьи черты. С Зилантом связан миф об основании Казани. Образ существа появился ещё в Волжской Булгарии и видоизменялся на протяжении своего существования. После завоевания Казанского ханства Зилант был превращён в «казанского дракона» русскими геральдистами. Изображение Зиланта могло использоваться в символике Волжской Булгарии и Булгарского улуса. В XVI веке оно появилось на государевой печати Ивана Грозного. Позднее оно было размещено на гербах Казани и Казанской губернии. Предание о казанском змее встречается в «Казанской истории», памятнике литературы XVI века, и опере Гавриила Державина «Грозный, или Покорение Казани». Смерть змея в произведении Державина характеризует завоевание Казани войсками Ивана Грозного. Образ Зиланта часто встречается в архитектуре Казани, что, согласно Л. Е. Лёзиной, отражает особенности местной культуры.
Слово «Зилант» имеет литературное происхождение, хотя его этимология остаётся неясной. Вероятно, оно произошло из имени «Змиулан», образованного от «змея» и «елан» и обозначавшего одного из отрицательных персонажей восточнославянской мифологии, который наряду с Тугарином и Змеем Горынычем отождествлялся с тюркским миром в XI―XVI веках.
В тюркской мифологии змей Елан (также Йылан или Жилан) представлен как «даритель чадородия». Часть легенд рассказывает о Зиланте как положительном персонаже, «драконе-хранителе». Согласно Л. А. Кариевой, Зилант ― змий, обеспечивающий гармонию добра и зла в мире. Образ Зиланта с отрицательной характеристикой встречается в мифе о возникновении Казани. Согласно ему, когда город был основан, один из змеев, ранее обитавших на месте современной Казани и истреблённых переселенцами, сумел спастись на холме Джилантау, после чего он «наводил ужас на жителей города», но впоследствии был убит.
Современный образ Зиланта обладает выраженными птичьими чертами. Учёные связывают родство образа с симургом и грифоном. В ходе завоевания Казанского ханства московские придворные геральдисты преобразовали образ существа в соответствии с русскими традициями, превратив его в «казанского дракона». На родство «казанского дракона» с оригинальным образом Зиланта, встречавшемся археологам на булгарских бляхах, а не со змием из «Чуда Георгия о змие», по мнению Фуада Халеева и Марселя Ахметзянова, указывают сходство «дракона» с найденными изображениями существа, а также рисунки существа на золотоордынских монетах.
Фуад Халеев и Марсель Ахметзянов предполагали, что булгарское изображение существа могло служить эмблемой Волжской Булгарии[5], однако, согласно Сагиту Фаизову, зооморфное изображение могло использоваться лишь в символике второго ранга из-за исламской истории Волжской Булгарии, например, в качестве украшений одежды и воинского снаряжения знати, а также как архитектурный элемент.
Изображение булгарского «дракона», видоизменённое под ордынским влиянием, могло войти в государственную или нобилитетную символику Булгарского улуса. Однако уже в XIV веке символическое значение изображения, скорее всего, понизилось и перешло в разряд оберегов от почитаемых символов старины. В первой половине XVI века на печатях воевод, включая будущих казанских (например, Г. Л. Клементьева, В. Г. Бобкова и Д. К. Милославского), появляются изображения змеев и собак, похожих на «казанского дракона», образы которых были унифицированы.
Зилант также появляется на государевой печати Ивана Грозного в образе коронованного дракона (изображение данной печати в дальнейшем используется в Царском титулярнике); при этом указ 1666 года называет данное существо василиском с позолоченными крыльями и хвостом[1]. В 1778 году был принят герб Каширы, на нижней части которого был изображён Зилант. Согласно В. А. Пушкарёву, такая композиция была составлена «в напамятование, что сей град при Великом Князе Василии Иоанновиче был дан в удел Абдыл Летифу, снизверженному царю Казанскому».
Змей изображён на гербе Казани, принятом в 1781 году. Официальное описание герба представляет Зиланта как чёрного змия с красными крыльями в золотой короне. Именно Зилант был размещён на гербе, так как он связан с легендами о происхождении Казани. Змей был также изображён на гербе Казанской губернии[6]. Герб Казанской губернии 1856 года также изображает в качестве центральной фигуры Зиланта. В 1781 году герольдмейстер Александр Волков утвердил гербы уездных городов Казанской губернии, изображавшие на главе герба герб Казани с образом Зиланта.
24 декабря 2004 года был утверждён герб Казани, на котором был изображён Зилант как ключевое изображение герба. Современный образ псевдодракона включает в себя отдельные черты образа 1672 и 1781 годов: голову собаки и тело пепельного цвета от Зиланта из Царского титулярника и красные крылья от существа с герба 1781 года. Стилизованная фигура Зиланта присутствует на логотипе футбольного клуба «Рубин».
В «Казанской истории», памятнике литературы XVI века, описана легенда о происхождении Казани: город был возведён на месте обитания большого количества змей. В самом произведении можно выделить целую «змеиную тему», согласно которой змей символизирует татарскую государственность, в частности, автор «Казанской истории» называет змеями казанских правителей (например, Улу-Мухаммеда). Данное предание легло в основу оперы «Грозный, или Покорение Казани» Гавриила Державина (1814 год), в которой автор описывал образ Казани в период правления Ивана Грозного.
В произведении Державина Зилант является главным антагонистом Русского царства. Согласно поэту, змей обитает в пещере под Зилантовым холмом, которому и дал своё имя (автор отмечает, что в честь холма был назван Зилантов Успенский монастырь). Смерть Зиланта в опере приводит к падению Казанского ханства. Сам Державин в произведении попытался объяснить легенду о змее тем, что в той местности обитал разбойник.
В 1920-х годах на шпиле башни Казанского вокзала в Москве была установлена фигура Зиланта. В 1947 году она была снята и заменена точной копией из-за плохого состояния оригинала. В 1966 году копия была позолочена и преобразована во флюгер.
Максим Шраер связывает с Зилантом фамилию главной героини романа Владимира Набокова «Подвиг» Сони Зилановой.
Изображение Зиланта, в том числе как составной части герба, отражено в архитектуре Казани (на фасадах и в интерьерах зданий, на флюгерах и пр.). Так, образ змея можно встретить на здании Казанского вокзала. Единственное сохранившееся в Татарстане изображение герба Казанской губернии располагается на здании Адмиралтейской конторы.
Скульптуры с изображением Зиланта располагаются на въезде в Казань со стороны аэропорта и в парке Тысячелетия. Образ существа также используется в Казанском метрополитене. Так, на потолке станции «Кремлёвская» располагается мозаика, изображающая Зиланта (по мнению Л. Е. Лёзиной, это является отсылкой на миф об основании Казани, согласно которому змей обитал в пещере под холмом); кроме того, около входа на данную станцию была возведена статуя существа. Использование данного мифологического образа в архитектуре Казани, согласно Лёзиной, предполагает отсутствие доминирования какой-либо из конфессий, распространённых в городе (ислам и христианство соответственно), а также позволяет показать особенности местной культуры.
Легенды о Зиланте
Лето. Толпы туристов едут в Казань, чтобы послушать рассказы местных жителей. Их интересует все – от наших зарплат до легенд о Зиланте. Вот экспресс-курс о мифическом драконе. Последняя легенда – самая жестокая и драматичная.
Версия №1. Одинокий и мстительный Зилант
На холме, где сейчас находится Казанский Кремль, была удивительно плодородная земля. Все мечтали о жизни там. Небольшой нюанс: на горе обитали змеи и их царь – Зилант.
Однажды хан решил переселить город на холм и сжечь всех змей. Нашли подрядчика – сильного батыра на коне. Он обложил холм соломой, дождался, пока змеи выползут из нор, и поджег их. Погибли все, кроме Зиланта.
Змеиный царь от обиды улетел на другой холм, названный Зилантовым, обустроился в пещере и долго мстил людям. Иногда выходил на прогулки: летал над Казанью и пил воду из Черного озера. Позже Зилант решил перебраться к озеру Кабан, где по сей день охраняет сокровища.
Говорят, с Зилантом лучше не шутить. Он до сих пор топит хвостом всех, кто входит в воду.
Версия №2. Таинственно исчезнувший Зилант
На горе, где был построен Кремль, жили змеи. Казанцы называли эту гору Змеиной и боялись к ней приближаться.
Однажды хан решил: нужно срочно истребить змей. Отправили батыра, который поджег всех чудовищ. Когда он, вдохновленный победой, собрался уходить, Зилант, свернувшись кольцом, выкатился из огня и убил юношу.
В огне погибло много змей, а выжившие заползли под землю и спрятались в норах. Позже истребили всех, кроме Зиланта: он таинственно исчез.
Версия №3. Добродушный Зилант
Зилант не только убивал людей. У него были и положительные черты характера. В другой легенде он охранял границы города и покровительствовал людям. Змей был символом мудрости и силы и любимчиком жителей.
Версия №4. Жестокий Зилант
По другой легенде Зилант издевался над местными жителями до тех пор, пока у смелого батыра не кончилось терпение. Он вызвал Зиланта на бой, отрубил ему обе головы, и чудовище погибло. Жители решили создать герб города с изображением Зиланта в память о победе над ним.
У этой легенды есть менее жизнерадостный вариант. В нем драмы больше, чем в «Титанике»: Зилант разрубил батыра на шесть частей, но перед этим успел напороться на отравленное копье. Он погибает сразу после юноши.